Skip to main content
10 ноября 2021 года

Сегодня Президиум поддержал законопроекты, направленные на совершенствование законодательства в сфере экологии

 

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесен в Государственную Думу по инициативе Правительства Российской Федерации. 

Проект закона направлен на создание законодательных механизмов, обеспечивающих выполнение собственниками объектов промышленной и иной инфраструктуры, обязанностей по своевременной ликвидации накопленного вреда, причиненного окружающей среде и предусматривающих  финансовое обеспечение выполнения данной обязанности.

Под вредом окружающей среде понимаются негативные изменения в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Речь идет о выбросах загрязняющих веществ в воздух или в воду, хранении, захоронении и размещении отходов производства и потребления.

Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) выявляются в ходе инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. 

Инициаторы законопроекта обращают внимание на тот факт, что зачастую собственники объектов или лица, которые пользуются объектами, уходят от исполнения обязательств, используя процедуру банкротства. 

Между тем, в соответствии с действующим законодательством, организация работ по ликвидации таких объектов осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления или Минприроды России, что  приводит к существенному увеличению расходной части консолидированного бюджета РФ.

Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, которые позволят закрепить ответственность производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и П классов опасности и подлежащих включению в реестр на основании критериев, установленных Правительством РФ и объектами размещения отходов I и II классов опасности, за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. 

В качестве меры воздействия на владельцев указанных объектов законопроектом предлагается установление обязанности по разработке плана мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации объекта регулирования за 5 лет до конца срока эксплуатации таких объектов. На план мероприятий должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, определена стоимость их проведения. При этом владелец объекта должен подтвердить финансовое обеспечение осуществления ликвидационных мероприятий по одному из вариантов: независимая гарантия, договор поручительства, создание резервного фонда (путем размещения денежных средств на счетах эскроу). По мнению авторов законопроекта, это позволит не допустить передачу таких объектов фирмам-однодневкам.

План содержит и другие предложения, предусматривающие меры воздействия для ликвидации накопленного вреда окружающей среде. 

Президиум единогласно поддержал проект указанного федерального закона, а также обращение к министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлову А.А., внесенную коллегами Законодательного Собрания Новосибирской области. 

Она направлена на урегулирование на законодательном уровне проблемы несанкционированного слива ассенизационными машинами жидких бытовых отходов в неустановленных для этого местах.  

Для решения проблемы законодатели предлагают рассмотреть возможность совершенствования правового регулирования в части установления технологий контроля за ассенизационными машинами.