Республике важно привлечь федеральную поддержку и инвестиции для комплексного развития «Аэропорта Абакан»
Одна из задач - включение аэропорта в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный федеральным правительством (далее План), что и было определено по итогам совещания, состоявшегося в Верховном Совете, посвященного развитию аэропорта Абакан.
В то же время, чтобы получить федеральные деньги на развитие инфраструктуры аэропорта, нужен крупный инвестор, поскольку одним из ключевых факторов, на которые обращает внимание федеральный центр при принятии решения о предоставлении поддержки, является софинансирование мероприятий.
В период с 2019 по 2024 годы предусмотрена реконструкция 68 объектов в 66 региональных аэропортах. На сегодняшний день «Аэропорт Абакан» не включен в данный План, добиться этого – одна из приоритетных задач. При наличии серьезного инвестора у хакасской авиагавани появится реальная возможность провести модернизацию инфраструктурных объектов.
С целью определить дальнейший путь развития аэропорта в Верховном Совете состоялось совещание с участием широкого круга лиц. В нем приняли участие Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев, члены Президиума республиканского парламента Юрий Шпигальских, Евгений Молостов, Василий Шулбаев, Валерий Старостин. Правительство Хакасии представляли заместители Главы Хакасии Сергей Комаров и Юрий Курлаев, руководители республиканских министерств. В совещании также участвовали генеральный директор АО «Аэропорт Абакан» Вячеслав Рожнов, акционеры, представители АО «ЭРА ГРУПП», МКООО «ЭН+ГРУПП», консалтинговой компании «Центр экономики инфраструктуры».
Представленный генеральным директором аэропорта Вячеславом Рожновым анализ финансовой деятельности аэропорта за последние 5 лет показал, что коллектив предприятия даже в сложных условиях ежегодно улучшает свои показатели: расширяется география полетов, увеличивается пассажиропоток, объем собственных инвестиций аэропорта на мероприятия по замене спецтехники, на обслуживание аэровокзального комплекса, отмечается и рост чистой прибыли предприятия.
Эти показатели очень важны, тем не менее, потребности в дополнительных финансовых ресурсах, в инвестициях, намного больше, чем имеются на сегодняшний день. Без этого, по мнению многих участников совещания, невозможно динамичное развитие аэропорта, поддержание его конкурентоспособности, с учетом активной модернизации аэропортов соседних субъектов.
«Вячеслав Васильевич, мы вас очень ценим. В этой ситуации вы сделали все, что смогли. Сохранили коллектив. Чтобы функционировал аэропорт, выполнялись рейсы. Но задачи для нашего аэропорта, который имеет статус международного, гораздо шире. Нам надо выйти на абсолютно другие параметры, чтобы не только сохранить аэропорт, но и дать ему комплексное стратегическое развитие», – подчеркнул Владимир Штыгашев.
Выступающие, все без исключения, отметили положительную тенденцию развития авиационной отрасли в республике. На увеличение пассажиропотока повлияли переориентация туристических потоков с внешнего на внутренний, включение ряда хакасских объектов в национальный туристический маршрут «Сибирские каникулы», запуск которого обязывает не только региональные, но и федеральные власти уделять особенное внимание популяризации туристических маршрутов и развитию туристической инфраструктуры.
Усилить конкурентное преимущество поможет создание на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра. Этому способствует уникальное географическое положение Хакасии. Кроме того, необходимо увязать аэропорт с автобусными и железнодорожными пассажироперевозками на прилегающей территории, что позволит доставлять туристов из аэропорта сразу до туристических объектов.
Не остался без внимания вопрос строительства нового топливно-заправочного комплекса, создания автостанции, модернизации аэровокзального комплекса, развития сферы услуг и торговли. Это важно, потому что в прогнозных планах аэропорта, которые опираются на текущую динамику, ожидается значительное увеличение пассажиропотока в ближайшие годы.
Среди предложений, которые прозвучали на совещании, - это инвестирование в развитие аэропорта через процедуру продажи контрольного пакета акций Республики Хакасия при обязательном условии сохранения блокирующего пакета акций у региона, что позволит республике влиять на принятие ключевых решений по развитию аэропорта и прилегающей территории.
Как пример успешного государственно-частного сотрудничества участники совещания назвали красноярский аэропорт. При этом было отмечено, что по условиям приватизации не допускается перепрофилирование, закрытие объекта. Взлетно-посадочная полоса находится в федеральной собственности. Инвестирование коснется аэровокзального комплекса, прилегающей территории, обновления спецтехники, обеспечения транспортной безопасности в соответствии со всеми требованиями.
«Работа эта совместная, сколько вложили частные инвесторы, столько вкладывает и государство. Это является основным фактором для аналитического центра при Правительстве России и основной моделью при принятии решения включать аэропорт в комплексный план модернизации инфраструктуры или нет. Иногда возникает вопрос, что привлекая частного инвестора, может закрыться аэропорт. Это невозможно в соответствии с Воздушным кодексом РФ», – пояснил советник генерального директора АО «ЭРА ГРУПП» Дмитрий Немов.
По итогам обсуждения участники совещания предложили обобщить все прозвучавшие инициативы и сформировать межведомственную рабочую группу, которая будет на постоянной основе заниматься вопросами развития аэропорта Абакан. Это должна быть совместная комплексная работа, в которой будут принимать участие все профильные структуры и ведомства, органы государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующие субъекты.
21 декабря 2022 года
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия