Верховный Совет Республики Хакасия

Десять лет на страже бюджетных средств

Хакасия газета на сайт

В апреле 2006 года по решению Верховного Совета Хакасии была создана Контрольно-счётная палата РХ в качестве постоянно действующего органа государственного финансового контроля республики.


 

На первоначальном этапе Палата преимущественно занималась проведением контрольных проверок целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета. По мере изменений бюджетного законодательства и связанных с ними приоритетов внешнего государственного финансового контроля увеличилась экспертно-аналитическая составляющая контрольной деятельности палаты, расширились её полномочия, связанные с анализом факторов, влияющих на планирование и исполнение бюджетных обязательств, причин нерациональных и неэффективных расходов, недостатков в системе управления финансовыми и материальными ресурсами и подготовкой предложений по устранению системных недостатков.

Принятие в 2011 году федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» повлекло необходимость принятия и новой редакции республиканского закона «О Контрольно-счётной палате Республики Хакасия», включающего новые полномочия, связанные с оценкой эффективности предоставления налоговых и иных льгот, бюджетных кредитов за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия, государственных гарантий и поручительств, участием в мероприятиях по противодействию коррупции, мониторингом исполнения республиканского бюджета и анализом социально-экономической ситуации в Республике Хакасия, аудитом государственных закупок товаров, работ и услуг.

Конституционным законом республики в 2012 году Палата наделена правом законодательной инициативы в Верховном Совете Хакасии по вопросам своего ведения. К примеру, Верховным Советом республики поддержаны девять предложений и законодательных инициатив Палаты по вопросам бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Республике Хакасия, финансового контроля за получателями государственной бюджетной поддержки, вопросам урегулирования правового статуса и наделения полномочиями работников муниципальных контрольно-счётных органов, необходимости внесения изменений в федеральное бюджетное законодательство и законодательство об органах местного самоуправления. При непосредственном участии Контрольно-счётной палаты в республике сформирована система муниципального финансового контроля.

Деятельность Палаты осуществляется на основе ежегодных планов работы, формируемых с учётом предложений Счётной палаты Российской Федерации, поручений Верховного Совета Республики Хакасия, Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия, предложений прокуратуры республики. В рамках контрольной деятельности исполнено более 60 поручений Верховного Совета Хакасии и 20 предложений прокуратуры республики.

В число приоритетов планирования работы включаются вопросы, являющиеся постоянным «концентратором напряжённости» в обществе — состояние медицинской помощи и лекарственного обеспечения, обеспеченность населения жилищными и коммунальными услугами и тарифообразования в ЖКХ, социальной помощи и поддержки, эффективности и полноты реализации государственных программ. Ежегодно исследуется состояние бюджетов городов, сельских районов, поселений и проводится внешняя проверка отчёта правительства Хакасии об исполнении годового бюджета республики. Проверяется полнота и результативность реагирования органов государственной и муниципальной власти на выводы и предложения Палаты по результатам проверок.

В период 2007 — 2015 годов проведено 34 контрольных мероприятия с муниципальными контрольно-счётными органами и органами прокуратуры, в том числе по социально значимым вопросам обеспечения жильём детей-сирот, использования бюджетных средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками и пожарами, на модернизацию и реформирование ЖКХ. Положительную оценку союза муниципальных контрольно-счётных органов и Верховного Совета Республики Хакасия получило проведённое Палатой совместное с органами муниципального финансового контроля экспертно-аналитическое мероприятие по оценке рисков неэффективного использования муниципальными образованиями бюджетных средств при реализации муниципальных программ.

С учётом рекомендаций Палаты, поддержанных мерами прокурорского реагирования, были изменены механизмы бюджетной поддержки жилищно-коммунального комплекса и формирования тарифов на услуги ЖКХ, системы образовательных и медицинских учреждений, объектов сельскохозяйственного производства, адресной социальной помощи гражданам.

Анализ системы управления финансовыми и материальными ресурсами позволил выявить резервы повышения эффективности использования бюджетных средств и усовершенствовать методики их распределения. В адрес органов государственной власти и местного самоуправления направлено более 400 предложений, которые были учтены при принятии 20 законов Республики Хакасия и свыше 30 постановлений правительства республики, регулирующих наиболее значимые для населения вопросы жизнедеятельности.

За период работы Контрольно-счётной палаты проверкам и исследованиям подвергнуто более тысячи объектов, в деятельности которых установлены нецелевые и неэффективные бюджетные затраты на сумму свыше 800 миллионов рублей. В сферу контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вошли все города и районы, высокодотационные поселения Хакасии, в каждом из которых предложения Палаты по устранению недостатков и нарушений получили практическую реализацию в форме мер правового и организационно-распорядительного характера с привлечением к ответственности виновных должностных лиц и изданием нормативных актов.

По результатам прокурорских проверок выводов Контрольно-счётной палаты было возбуждено семь уголовных дел и более 50 должностных лиц привлечено к административной ответственности. Хочется отметить результативность постоянного взаимодействия Контрольно-счётной палаты с органами прокуратуры республики, которые проводят проверки по всем итоговым результатам наших контрольных мероприятий и принимают соответствующие меры поддержки по оперативному устранению выявленных нарушений. Отмечается и положительная реакция на результаты проверок Палаты со стороны руководителей министерств и госкомитетов РХ, глав местных администраций. Результатом такой совместной работы является оперативное устранение более 60 процентов выявленных нарушений.

Одним из основополагающих принципов работы Контрольно-счётной палаты является гласность и открытость её деятельности. Ежегодные отчёты о деятельности Палаты рассматриваются на сессиях Верховного Совета республики с принятием по ним соответствующих постановлений. Отчёты о работе Палаты по различным направлениям деятельности ежегодно публикуются в общероссийском научно-практическом журнале «Вестник АКСОР».

По итогам комплексного анализа деятельности Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия, проведённого экспертным консультационным советом Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации, Палате выдан сертификат соответствия её деятельности требованиям законодательства России и стандартам внешнего финансового контроля.

Контрольно-счётной палатой совместно с Ассоциацией контрольно-счётных органов Российской Федерации подготовлены и проведены в Абакане две межрегиональные научно-практические конференции, посвящённые проблемным вопросам эффективности финансового контроля в условиях реформирования местного самоуправления и в системе жилищно-коммунального комплекса, в которых приняли участие председатель Счётной палаты Российской Федерации С.В. Степашин и аудиторы А.В. Назаров, С.Н. Рябухин, а также представители региональных и муниципальных контрольно-счётных органов из 30 субъектов нашей страны.

Организовано проведение в Хакасии для работников финансового контроля и надзорных органов двух научно-практических семинаров, посвящённых вопросам результативности исполнения контрольных полномочий, с участием директора научно-исследовательского института системного анализа Счётной палаты Российской Федерации, профессора Ю.А. Крохиной и представителей Союза муниципальных контрольно-счётных органов России. В 2016 году с участием аудитора Счётной палаты Российской Федерации В.С. Катренко, контрольно-счётных органов муниципальных образований семи федеральных округов Российской Федерации в Абакане проведено выездное заседание президиума союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации, в ходе которого рассмотрен и получил положительную оценку практический опыт Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия по контролю в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг.

Работники Контрольно-счётной палаты неоднократно поощрялись ведомственными наградами Счётной палаты Российской Федерации, Ассоциации контрольно-счётных органов и Союза муниципальных контрольно-счётных органов, награждены почётными грамотами Верховного Совета и правительства Республики Хакасия за результативность профессиональной деятельности. Председатель Контрольно-счётной палаты Ольга Лях в 2016 году решением Верховного Совета Республики Хакасия переназначена на очередной срок исполнения полномочий.

Как и прежде, приоритетными задачами Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия являются оказание помощи в действенном выполнении государственных мер в социально значимых сферах развития территории, снижение рисков и неэффективных затрат публичных ресурсов, повышение отдачи от использования бюджетных средств для населения Республики Хакасия и достижение целей социально-экономической политики. К сожалению, наиболее характерными факторами, отрицательно влияющими на результативность и эффективность использования бюджетных ресурсов на государственном и муниципальном уровнях, остаются несовершенство механизма управления финансовыми и материальными ресурсами, критериев результативности, отсутствие должного внутреннего контроля за рациональным и экономичным освоением бюджетных средств и ожидаемым социальным результатом, несмотря на увеличение объёмов ассигнований. Поэтому основными направлениями контрольной и экспертно-аналитической деятельности Палаты в сегодняшних условиях мы считаем необходимость её концентрации на объектах и в сферах, имеющих риски неэффективных затрат и системные проблемы, препятствующие результативному и экономному использованию бюджетных средств, на анализе эффективности механизма подготовки и принятия управленческих решений по оптимизации бюджетных расходов и использованию в полной мере имеющегося доходного потенциала.

Ольга ЛЯХ,

председатель Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия