Skip to main content

Президиум

Об отзыве на проект федерального закона № 470635-7 «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации»

Воронин Пётр Иванович

председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по аграрной политике, продовольствию и землепользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 470635-7

«О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса

Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 470635-7 «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, А.Н. Шериным, А.В. Андрейченко, В.Е. Деньгиным, Б.Р. Пайкиным, В.В. Кулиевой, Е.В. Строковой, А.Н. Диденко, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от  19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 470635-7 «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 470635-7 «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

 

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ____________ 2018 года

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 470635-7

«О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса

Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 470635-7 «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, А.Н. Шериным, А.В. Андрейченко, В.Е. Деньгиным, Б.Р. Пайкиным, В.В. Кулиевой, Е.В. Строковой, А.Н. Диденко, поддерживает его принятие.

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА  от 13.06.2018  № 126

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

13 июня 2018 г.

 

55. О проекте федерального закона № 470635-7 "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части введения вре­менного косвенного запрета на экспорт деловой древесины хвойных пород) - вносят депутаты Государственной Думы В.В. Сысоев, А.Н. Шерин, А.В. Андрейченко, В.Е. Деньгин, Б.Р. Пайкин, В.В. Кулиева, Е.В. Строкова, А.Н. Диденко

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (предста­вительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям до 13 июля 2018 года.

2. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственно­сти и земельным отношениям с учетом поступивших отзывов, предложений и за­мечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3.   Включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2018 года (сентябрь).

 

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                                 В.В. Володин

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

 

Д Е П У Т А Т

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

 

21 мая 2018 г.

№ _________

 

 

Председателю

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

В.В. ВОЛОДИНУ

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вносим в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации».

 

Приложение:

1. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации» на 1 листе.

2. Пояснительная записка к законопроекту на 7 листах.

3. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту на 1 листе.

4. Перечень актов на 1 листе.

5. Копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.

 

 

 

В.В. Сысоев                                                            A.Н. Шерин

А.В. Андрейченко                                                   B.Е. Деньгин

Б.Р. Пайкин                                                              В.В. Кулиева

Е.В. Строкова                                                          А.Н. Диденко

 

 

 
 

 

Вносится депутатами

Государственной Думы

В.В. Сысоевым

A.Н. Шериным

А.В. Андрейченко

В.Е. Деньгиным

Б.Р. Пайкиным

B.В. Кулиевой

Е.В. Строковой

А.Н. Диденко

 

Проект № 470635-7

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменения в статью 29

Лесного кодекса Российской Федерации

 

Статья 1

 

Внести в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2015, № 27, ст. 3997) изменение, дополнив частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. До 31 декабря 2030 года заготовка деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы), допускается только в целях переработки на территории Российской Федерации либо использования без переработки на территории Российской Федерации».

 

Статья 2

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

 

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 29

Лесного кодекса Российской Федерации»

 

 

Законопроект направлен на введение временного косвенного запрета на экспорт деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы).

Понятие «деловая древесина» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 17462-84 «Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения».

Деловая древесина включает в себя круглые (получаемые путем поперечного деления) и колотые (получаемые путем раскалывания круглых лесоматериалов) лесоматериалы, кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки, а также пневый осмол и технологическая щепу.

Таким образом, деловая древесина - это та древесина, которая годна по качеству и размерам к промышленной переработке, а также для использования в круглом виде.

Что касается уточнения хвойных пород (сосна, ель, пихта, кедр и лиственница), то законопроектом предлагается установить временный запрет на вывоз древесины тех хвойных пород, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

Вопрос о запрете вывоза круглого леса хвойных пород обсуждается с момента принятия Лесного кодекса Российской Федерации, однако до настоящего времени этот вопрос окончательно не решен.

Между тем ситуация с вывозом лесоматериалов, пригодных для дальнейшей обработки, то есть сырья хвойных пород продолжает носить критический характер.

Согласно данным таможенной статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического сообщества, экспортировано необработанных (круглых) лесоматериалов в 2013 году - 223 258,1 м. куб., в 2014 году - 220 623,6 м.куб., в 2015 году - 297 942,5 м.куб. Важно отметить, что в 2015 году круглые лесоматериалы из России существенно подешевели на мировом рынке. В результате валютная выручка от экспорта необработанных лесоматериалов по итогам 2015 г. сократилась по отношению к уровню 2014 года на 25%, составив 1,393 млрд. долл.

Согласно информации Читинской таможни, в 2017 году только в Китайскую народную республику было экспортировано 723 388,4 м. куб. древесины (в 2016 году - 581 973,4 м. куб.), в том числе из Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области и других субъектов Российской Федерации.

По данным Иркутской таможни, в 2017 году вывезено 3,9 млн. кубометров круглого леса.

Получается, что на сегодня из страны в довольно больших объемах вывозится круглый лес, его экспорт в 2017 году в структуре российского экспорта ЛПК составил практически 13 %. В то же время избыток лесоматериалов в приграничных зонах обесценивает ввозимый лес. Получается, что мы уничтожаем российские хвойные леса ради сомнительной выгоды, что является экономически необоснованным.

Законопроект призван решить три основных вопроса.

Во-первых, в настоящее время в России особенно остро стоит вопрос воспроизводства лесов. Ежегодно в России исчезает лесов в полтора раза больше, чем восстанавливается.

Несмотря на то, что за последние десять лет (2007-2017 гг.) уровень вывезенной необработанной древесины за пределы России сократился в 2,5 раза, объем сырья занимает значительное место в экспорте древесины, особенно учитывая тот факт, что основным импортером леса является Китай, не заинтересованный в приобретении обработанных продуктов лесопиления.

Доля круглого леса в структуре экспорта в КНР достигает 90%. В 2016 году объемы экспорта круглых лесоматериалов из России в Китай выросли за год почти на 11%, составив 10012 тыс. м3 и составили 63% от общего объема экспорта.

Проблему усугубляет то, что осуществляется вывоз деревьев ценных пород (ангарская сосна, монгольский дуб, корейская сосна, маньчжурский ясень). Согласно отчетности Сибирского таможенного управления, только за 2016 год лесорубы поставили зарубежным потребителям почти 7 млн. кубометров древесины. Три четверти этого объема приходится на прибайкальскую тайгу, где сосредоточено более 10% запасов леса всей России.

При этом восстановление леса производится намного более медленными темпами, чем его истребление. Это связано с тем, что на сегодняшний день в РФ преобладающим способом лесовосстановления является естественное возобновление (свыше 75 %). Такой способ лесовосстановления не только не обеспечивает достаточных объемов воспроизводства леса, но и приводит к существенному ухудшению качества лесов.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указано, что одна из задач, которая стоит перед Правительством Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии, заключается в сохранении лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Временный запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород позволит разрешить проблему лесовосстановления, поскольку в течение 10 лет будет осуществляться заготовка хвойной древесины в объемах, необходимых для обеспечения деревообрабатывающей отрасли РФ, а также для использования без переработки на территории РФ.

Во-вторых, кардинального решения требует проблема незаконных рубок. По информации Минприроды России, за последние пять лет объемы незаконных вырубок леса увеличились на 70%. В Амурской области, по официальным данным природоохранной прокуратуры, под вырубку легально отдано более половины государственного лесного фонда. Масштабы теневого бизнеса как минимум не меньше. Только в Приморье ежегодно незаконно вырубается до 1,5 млн. кубометров древесины.

В Забайкальском крае в 2017 году выявлен 861 факт незаконной рубки (838 - в 2016 году) объемом 26 195,7 м. куб.

Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней позволило в 2016 году вывести из теневого оборота от 5 до 10% заготавливаемой древесины. Однако 90 % незаконных рубок так и остались «в тени». Одной из основных причин незаконных рубок является возможность быстрой продажи леса без обработки, в том числе на экспорт. Снижение спроса на необработанные лесоматериалы логично приведет к снижению незаконных рубок. А полный запрет на экспорт хвойной деловой древесины существенно снизит возможность преступного сбыта незаконно срубленной древесины.

В-третьих, погоня за экспортными, то есть «быстрыми лесными деньгами» делает невыгодными глубокую переработку леса и экспорт пиломатериалов.

В то же время следует отметить, что экспорт именно пиломатериалов является на сегодняшний день приоритетным направлением в структуре российского экспорта продукции ЛПК. Мировые цены на круглый лес снижаются с 2013 года, в то время как с этого же периода зафиксирован рост цен на российские пиломатериалы.

Рост экспорта пиломатериалов фиксируется пятый год подряд и в 2017 г. вырос на 9,9% до 29,7 млн. куб. м. Таким образом, наметилась стойкая тенденция на снижение вывоза необработанного леса и увеличение экспорта пиломатериалов и другой продукции ЛПК.

В целях закрепления достигнутых результатов необходимы дополнительные законодательные механизмы, способствующие развитию деревообработки на территории Российской Федерации, а также наращиванию экспорта пиломатериалов и другой продукции ЛПК.

Таким образом, на фоне вызовов, связанных с охраной окружающей среды и защитой лесного фонда, развитием деревообрабатывающей отрасли, политика, направленная на запрет вывоза деловой древесины хвойных пород является своевременной. Необходимость законодательных ограничений, связанных как с вырубкой леса, так и с реализацией лесной продукции, диктуется выбором законодателя в пользу наиболее рационального и обоснованного комплексного решения возникших проблем в указанной сфере с учетом интересов государства, общества и бизнеса.

Основным отличием данного законопроекта от аналогичных инициатив является запрет на вывоз не только круглого леса, но и всей деловой древесины. Это сделано во избежание создания схем вывоза минимально обработанного круглого леса (например, расколотого вдоль на 2 полвины).

Важно отметить, что законопроектом не устанавливается прямой запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород, поскольку с момента создания ЕвразЭС, а затем Таможенного союза, в РФ применяется международное таможенное законодательство напрямую.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, запрет ввоза и (или) вывоза товаров является мерой нетарифного регулирования, которую Российская Федерация может вводить в одностороннем порядке только в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза. Вводить запрет можно только по установленным вышеуказанным договором основаниям и согласно закрепленной процедуре на срок до 6 месяцев. Такой краткосрочный запрет не обеспечит решение задач по лесовосстановлению и развитию деревообрабатывающей отрасли.

На сегодняшний день регулирование экспорта осуществляется методами таможенного законодательства (установлением квотирования, увеличением пошлин). Так, Правительство РФ в декабре 2017 унифицировало правила экспорта необработанной древесины, введя квоты на вывоз круглого леса с Дальнего Востока, а также запретительные пошлины на экспорт вне квот.

Однако эксперты считают, что указанные таможенные меры создают дополнительную лазейку для экспорта необработанной хвойной древесины (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской) в Китай и другие страны азиатско-тихоокеанского региона. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. № 1520 с 1 января 2018 года введены тарифные квоты для древесины этих пород общим объемом 4 миллиона кубометров. В рамках этих квот древесину можно будет вывозить с вывозной пошлиной в 6,5%, но не менее 4 евро за кубометр, а вне квот - с обычной вывозной пошлиной 25%, но не менее 15 евро за кубометр. Основным условием получения квоты будет наличие определенной доли продукции лесопереработки в общем лесном экспорте конкретной компании (20% по стоимости с 1 января 2018 года, 25% с 1 января 2019 года и т.д.). Это небольшая доля, и очень многие крупные экспортеры ее легко обеспечат - поэтому реальным результатом введения новых квот станет, скорее всего, простое увеличение экспорта необработанной хвойной древесины из восточных регионов России примерно на четыре миллиона кубометров в год, преимущественно в Китай.

В связи с изложенным законопроектом предлагается установить в лесном кодексе возможность заготовки деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы) только в целях переработки на территории Российской Федерации, либо использования без переработки на территории Российской Федерации.

Данное ограничение устанавливается сроком на 10 лет с 2020 года, что обеспечит достижение целей законопроекта, - охраны леса и лесного фонда (в части охраны от незаконных рубок и стимулирования лесовосстановления), а также развития деревообрабатывающей промышленности и стимулирования предпринимателей к переориентированию бизнеса на реализацию более дорогостоящей, «обработанной» древесины. Такие меры, в свою очередь, создадут новые рабочие места на тех территориях, где осуществляется лесозаготовка и лесообработка, повысит заработные платы работников лесной промышленности, расширит налогооблагаемую базу, увеличив тем самым доходы бюджетов различных уровней.

Кроме того, полный запрет на экспорт деловой древесины хвойных пород в среднесрочной перспективе приведет к значительному развитию инфраструктуры на территориях, где осуществляется заготовка и обработка лесоматериалов.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 29

Лесного кодекса Российской Федерации»

 

 

Принятие федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию

утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию

в связи с принятием федерального  3акона «О внесении изменения

в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации»

 

 

В случае принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.                                                                                        

В случае принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации» может потребоваться внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вывозные таможенные пошлины, а также вопросы установления квот на лесоматериалы хвойных пород.