Skip to main content

Президиум

О поддержке законодательной инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

Воронин Пётр Иванович

председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по аграрной политике, продовольствию и землепользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 
Проект
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

О поддержке законодательной инициативы

Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания

Российской Федерации проекта федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

 

 

Рассмотрев постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года № 1379-V «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Поддержать законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

2. Направить настоящее Постановление в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета
Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

20 июня 2018 г.

№ 1гс-2445

 

Законодательные (представителеые)

органы государственной власти

субъектов Российской Федерации

 

О поддержке законодательной инициативы

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Направляем постановление от 8 июня 2018 года ГС № 1379-V от «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», принятое на тридцать седьмом (очередном) пленарном заседании парламента Республики Саха (Якутия), с просьбой о поддержке.

 

Приложение:

1. Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС № 1379-V - 1 л.

2. Проект федерального закона - 2 л.

3. Пояснительная записка - 3 л.

4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию - 1 л.


5. Финансово-экономическое обоснование - 1 л.

 

 

 

                                                                                                                                                                              А.Н. Жирков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ

(ИЛ ТУМЭН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания

Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений

в Закон Российской Федерации «О недрах»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)             п о с т а н о в л я е т:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (прилагается).

2. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.И. Данчиковой, Ф.С. Тумусову, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К. Акимову, В.А. Штырову представлять указанный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Направить указанный проект федерального закона в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

 

 

Председатель Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)                                                                        А. ЖИРКОВ

 

г. Якутск, 8 июня 2018 года

ГС  № 1379-V

Приложение к постановлению

Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

от 8 июня 2018 года ГС № 1379-V

 

Вносится

Государственным Собранием

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

 

Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

 

Статья 1

 

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 17 (ч. 1), ст. 1778; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 18, ст. 1941, № 29 (ч. 1), ст. 3420; 2007,  № 27, ст. 3213; 2010, № 31; ст. 4155; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4570, № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 49 (ч. 1), ст. 7042; 2012, № 53 (ч. 1), 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4061; ст. 7648; 2014, № 26 (ч. I), ст. 3377; № 30 (ч. 1), ст. 4262; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 11; № 1 (ч. 1), ст. 12 № 27, ст. 3996; 2016, № 15,ст. 2066; 2016, № 27 (ч. 1), ст. 4212) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить новым пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) установление порядка согласования органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления условий участия недропользователя в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования»;

2) часть первую статьи 12 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) условия участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованные с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.»;

3) часть третью статьи 16 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1) согласовывают условия участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования;»;

4) часть вторую статьи 22 дополнить новым пунктом 13 следующего содержания:

«13) участие в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территориях которых осуществляют свою деятельность.».

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Президент

Российской Федерации

Приложение 1

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Закон

Российской Федерации «О недрах»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в Закон Российской Федерации «О недрах»

 

 

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах») одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. При этом законодательством не предусмотрены нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность. На практике заключение соглашения (договора) о социально-экономическом развитии территории является одной из возможных форм взаимодействия, определяемых лицензионным соглашением.

В процессе осуществления деятельности по недропользованию у пользователя недр возникает ряд дополнительных обязательств, которые, с одной стороны, никак не связаны напрямую с использованием и охраной недр, с другой - тесным образом увязываются с возможностью реализации предоставленных в лицензии прав. Одним из таких обязательств должно стать участие недропользователя в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность. Возложение на него данной обязанности способствовало бы реализации закрепленного в статье 9 Конституции Российской Федерации принципа, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также статьи 2 Закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающей, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Согласно федеральному законодательству к компетенции органов государственной власти Российской Федерации относятся установление общего порядка пользования недрами, определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе только представлять в соответствующий федеральный орган или его территориачьные органы предложения об условиях лицензий на пользование участками недр.

В соответствии с таким распределением полномочий в статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» содержится норма, согласно которой предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в том числе текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные условия пользования недрами. Указанная статья предусматривает также возможность заключения между уполномоченным органом государственной власти и пользователем недр договора, устанавливающего условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменен принцип принятия совместных решений федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере недропользования. Права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на участие в принятии решений в сфере недропользования были полностью переданы федеральному центру.

Природные ресурсы являются основой стабильного развития Российской Федерации и выступают объектом публичного интереса. В результате реализации публичных интересов при недропользовании обеспечивается поступление доходов в бюджеты различных уровней, решаются задачи социально-экономического развития территорий. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования никак не влияют на принятие решений в сфере недропользования, что влечет за собой неэффективное использование природных ресурсов, социальную напряженность на местах, проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. В настоящее время существует потребность в регулировании отношений в данной области.

Необходимо отметить положительные примеры взаимодействия крупных недропользователей с регионами и муниципальными образованиями, несмотря на правовую неопределенность возникающих отношений.

Между тем налог на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет, а субъекты Российской Федерации, на территориях которых ведется основная добыча природных ресурсов, являются дотационными регионами. Таким образом, нарушен баланс при перераспределении между федеральным центром и регионами доходов от налога на добычу полезных ископаемых.

Вместе с тем несовершенство законодательства о недрах, регулирующего участие недропользователей в социально-экономическом развитии территорий, на которых они осуществляют свою деятельность, затрудняет реализацию указанных задач.

В качестве обоснования права граждан на равный и справедливый доступ к природным ресурсам необходимо предусмотреть участие недропользователя в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» предлагается включить в содержание лицензии на пользование недрами (обязательные условия пользования недрами) положение об условиях участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованных с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Приложение 2

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Закон

Российской Федерации «О недрах»

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона Российской Федерации «О недрах» потребует внесение изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 № 3314-1 Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

Приложение 3

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Закон

Российской Федерации «О недрах»

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений

в закон Российской Федерации «О недрах»

 

 

Вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.