Skip to main content

Президент поддержал предложение Председателя Государственной Думы о корректировке порядка распределения расходов на нацпроекты

25 апреля 2019


duma

Владимир Путин считает возможным скорректировать порядок выделения средств на национальные проекты с учетом срока их реализации, либо на три года. Об этом глава государства заявил на встрече с членами Совета законодателей, отвечая на соответствующее предложение Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина

Выступивший в ходе встречи Вячеслав Володин отметил, что в ходе обсуждения вопросов, связанных с реализацией нацпроектов, участники проходившего 23-24 апреля в Санкт-Петербурге Совета Законодателей «сошлись во мнении, что необходимо перестроить работу и ответственно подойти каждому на своем участке».

Председатель Госдумы напомнил, что «по данным Федерального казначейства, кассовое исполнение нацпроектов на 17 апреля составляет 383 млрд 300 млн рублей из предусмотренных бюджетом 1 трлн 700 млрд, это пока лишь 22,3%.

Получив это финансирование, регионы направили на реализацию нацпроектов на ту же дату только 32 млрд – это 5,6%. Сегодня у нас уже заканчивается апрель. Понятно, что дальше регионам необходимо будет провести конкурсы. Даже если закон вступит в силу, а мы в этом вопросе вели достаточно напряженную дискуссию с Правительством, и надо отдать должное Председатель Правительства нас поддержал в этом вопросе, потому что изначально предполагалось, что нормы закона вступят в силу с 1 октября, но в ходе этого диалога выходим на предложение, которое предполагает, что нормы закона вступят в силу уже с 1 июля».

«Это значит, что даже ускоренные процедуры приведут к запуску многих проектов только лишь во втором полугодии», - подчеркнул Володин.

«Задачи вы поставили амбициозные. Решая их, мы, в первую очередь, решаем такие вопросы как улучшение жизни наших граждан, мы достигаем других результатов и в области конкурентноспособности нашей страны.

Нужно сделать все для того, чтобы мы тратили время более эффективно. В этой связи хотел бы получить вашу поддержку решения, которое можно было бы принять в связи с тем, что бюджет страны принимается до 1 декабря», - обратился к Президенту Председатель Государственной Думы.

«Как правило, Президент подписывает бюджет, и закон вступает в силу с 10 декабря. В течение пяти дней после того, как закон о федеральном бюджете подписан Президентом, Министерство финансов доводит до всех уведомление или право на заключение договоров, после чего каждое министерство, ведомство, регион может уже дальше реализовывать проект с 1 января следующего года. И собственно, все для этого есть.

Можно было бы посмотреть, чтобы в этой связи профильные министерства, а речь как раз идет о них, принимали нормативную базу, из‑за отсутствия которой получается, что средства начинают поступать ГРБС (главным распорядителям бюджетных средств) либо в апреле, либо еще хуже – в июле текущего года.

Профильные министерства могли бы принять нормативную базу как минимум на три планируемых года, на срок, на который принимается федеральный бюджет, либо на весь срок реализации национальных проектов.

В этом случае мы сэкономим огромное количество времени, и это позволит, самое главное, запускать процедуры, тем более, что мы скорректировали нормы 44-го закона, и можно будет с уверенностью спрашивать за то, что работы начнутся с марта.

Сегодня у нас эта работа иногда начинается, как я уже говорил, и в мае, и в июне, и в июле, а потом это все сказывается на качестве работ, и возникают проблемы, которые потом лишь дискредитируют хорошее дело и сворачивают все эти процессы, не достигая тех результатов, которые должны быть», - сказал Вячеслав Володин.

В ответ Владимир Путин отметил, что считает возможным скорректировать порядок выделения средств на национальные проекты с учетом срока их реализации, либо на три года. «С учетом того, что в целом нам понятно, откуда мы будем брать, из каких источников те деньги, которые предусмотрены для национальных проектов, скорректировать в том направлении, которое вы предложили, расходы по этим нацпроектам, наверное, возможно», - согласился глава государства.

Президент добавил, что даст поручение Первому заместителю Председателя Правительства РФ — Министру финансов Антону Силуанову вместе с коллегами обсудить такую возможность. По его мнению, это придаст большую стабильность работе по нацпроектам.

Также он напомнил, что несколько лет назад в России принимался трехлетний федеральный бюджет, однако «в связи с турбулентными процессами в мировой экономике» от этого пришлось отказаться.

По словам Владимира Путина, до регионов уже доведено около 25% средств, направленных на реализацию нацпроектов, при этом в самих субъектах РФ они осваиваются недостаточно быстро.

Вячеслав Володин: необходимо создавать условия, чтобы регионы могли стать самодостаточными

24 апреля в Санкт-Петербурге прошло заседание Совета законодателей, главной темой которого стало обсуждение задач, поставленных в Послании Президента Федеральному собранию. Основное внимание было уделено реализации национальных проектов и мерам по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов федерации.

Заседание Совета с участием руководства Федерального Собрания, членов Правительства и глав региональных законодательных собраний провел Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Он подчеркнул, что на сегодняшний день в России всего 13 регионов-доноров: «это Сахалинская область, Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург, Калужская область, город Москва, Самарская область, Республика Татарстан, Ленинградская область».

«Одна из ключевых задач сделать так, чтобы каждый год количество таких регионов росло», - подчеркнул Вячеслав Володин. Он обратился к Первому заместителю Председателя Правительства РФ - Министру финансов Антону Силуанову с предложением выработать меры, которые позволят решить эту задачу. «Нужно создавать условия, чтобы регионы сами пополняли свою налогооблагаемую базу» - заявил Вячеслав Володин.

Председатель ГД отметил, что закон о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) «перевел многие регионы в группу дотационных», уменьшив их бюджетную обеспеченность. Ярким примером, по словам Председателя ГД, является Астраханская область, которая потеряла почти половину своих доходов, потому что два крупнейших налогоплательщика региона – подразделения Газпрома и Лукойла - как предприятия консолидированной группы налогоплательщиков теперь перечисляют налог на прибыль своим головным компаниям.

Правда, до федерального бюджета эти средства тоже не доходят, отметил Вячеслав Володин, поскольку «то, что они заработали в Астрахани, они используют для того, чтобы погасить свои проблемы на другом предприятии, которое находится, допустим, на территории США, в Европе или в Азии. От этого теряет и казна России, от этого потеряли многие субъекты РФ». А если бы предприятия оплачивали налоги по своему местонахождению, многие регионы, дотации которым не превышают 10% их доходов, могли бы войти в первую группу регионов-доноров.

«Если говорить о расширении группы самодостаточных регионов, у нас до принятия тех решений, которые мы сейчас критикуем, к такой группе относились и Краснодарский край, и Республика Башкортостан – сегодня дотационные; Ростовская область, Омская область, Пермский край. Я просто взял те территории, которые незначительно дотируются. Иркутская область, Республика Удмуртия, Нижегородская область. Было бы правильно взять и сформулировать для себя задачу отдельно отрабатывать подходы по этим регионам, с тем, чтобы они перешли на сбалансированный бюджет. Иначе у нас экономически сильные регионы будут находиться в дотационной зоне. Это и им плохо, и в целом плохо бюджетной системе», - добавил Володин.

Председатель Госдумы предложил первому вице-премьеру вместе пересмотреть закон о КГН. «Дотациями мы не закроем существующие вопросы и не создадим условия при низких заработных платах. А чтобы заработные платы поднимались, нам надо дать либо новый налоговый режим, либо это должны быть дотации, которые реально сократят разрыв по бюджетной обеспеченности. Этот разрыв стал огромным. У нас десять регионов России формируют более 55% НДФЛ. Задумайтесь, о чем это говорит? Это как раз говорит об оценке состояния заработной платы в одних, и в других регионах. Других-то 75, а этих - 10. Вот они, конкретные показатели, исходя из которых, давайте выйдем на предложения, которые решат многие проблемы, и обеспечат стратегию развития», - подчеркнул Вячеслав Володин.

«Сейчас у нас будут реализовываться национальные проекты, а софинансирования не будет, и все это заканчивается тем, что то один регион, то другой регион выходят из участия в реализации национальных проектов. Это плохо, это рождает еще больший разрыв, это влечет за собой разные условия жизни. Вот об этом, коллеги, давайте поговорим. Без рассмотрения этих вопросов мы точно никуда не продвинемся», - сказал Председатель Государственной Думы.

Накопившиеся вопросы представители регионов также могли задать членам правительства накануне заседания Совета законодателей. 23 апреля в Таврическом дворце прошел обучающий семинар для глав региональных парламентов «Практические рекомендации субъектам РФ по участию в национальных проектах. Взаимодействие с профильными министерствами». На нем обсуждались нацпроекты «Демография», «Здравоохранение», «Жильё и городская среда» и «Цифровая экономика». Об основных параметрах нацпроектов рассказали и ответили на вопросы Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.