Повестка дня: 22 мая 2019 года, 10:00
Вопрос № 3О поддержке законодательной инициативы Государственного Совета Удмуртской Республики по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Докладывает: Шулбаев Василий Иванович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспортуМатериалы по рассматриваемому вопросу:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПРЕЗИДИУМ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О поддержке законодательной инициативы
Государственного Совета Удмуртской Республики
по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона
«О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
«О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Рассмотрев постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 апреля 2019 года № 414-VI «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Удмуртской Республики по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
2. Направить настоящее Постановление в Государственный Совет Удмуртской Республики.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2019 года
№ __________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении в порядке законодательной инициативы в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 16
Федерального закона «О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
В соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
2. Назначить представителем Государственного Совета Удмуртской Республики при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона председателя постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению А.С. Прозорова.
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Белоусову, В.В. Бузилову, А.Б. Василенко, А.Е. Загребину, А.К. Исаеву, И.В. Сапко, И.К. Сухареву и к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать проект федерального закона.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственного Совета
Удмуртской Республики А.М.Прасолов
г. Ижевск
22 апреля 2019 года
№ 414-VI
Вносится
Государственным Советом
Удмуртской Республики
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
«О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции»
Статья 1
Внести в абзац второй пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2005, № 30, ст.3113; 2009, № 1, ст. 21; 2010, 15, ст. 1737; 2011, № 1, ст. 42; № 30, ст. 4566, 4601; 2012, № 53, ст. 7584; 2013, № 30, ст. 4065; 2015, № 1, ст. 43; 2016, № 26, ст. 3871; № 27, ст. 4194; 2017, № 31, ст. 4827; 2018, № 1) изменение, изложив его в следующей редакции:
«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» направлен на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в целях обеспечения общественного порядка, защиты прав граждан и обеспечения их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания.
В статье 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливаются особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обладая правом на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, не имеют такого права в вопросах установления ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Во избежание нарушения требований об ограничении торговли алкоголем в определённые часы, многие объекты розничной торговли преобразованы в предприятия общественного питания путём размещения на незначительных площадях одного или нескольких столов для обслуживания посетителей (оказание услуг общественного питания) в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам.
В 76 субъектах Российской Федерации было реализовано право на установление дополнительных ограничений и требований к розничной продаже алкогольной продукции, которое было закреплено за субъектами Российской Федерации в 2011 году. При этом при установлении ограничений и запретов учитывались как необходимость обеспечения прав граждан на тишину и покой, так и национальные и культурные традиции регионов.
В нормативных правовых актах 36 субъектов Российской Федерации установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должным образом не регламентирована, что создаёт благоприятную почву для деятельности различного уровня питейных заведений: рюмочных, псевдобаров, пивных. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности и поступающих обращений граждан в Удмуртской Республике свидетельствует о том, что наибольшее число жалоб обусловлено работой подобного рода питейных заведений, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и расположенных в многоквартирных домах, а не торговых объектах (магазинах, в которых розничная продажа алкогольной продукции прекращается в 22 часа, то есть с соблюдением регионального ограничения по времени).
Многочисленные обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, связаны с жалобами на нарушение покоя, тишины, санитарного состояния подъездов многоквартирных домов и прилегающей к ним территории, возникновение конфликтных ситуаций с участием лиц, потребляющих алкогольную продукцию в объектах общественного питания, расположенных на первых, в цокольных (полуподвальных), подвальных этажах многоквартирных домов, во встроенных и встроенно-пристроенных нежилых помещениях таких домов, а также объектах общественного питания, расположенных рядом с ними.
Следует признать, что функционирование такого объекта общественного питания, имеющего подобное расположение, безусловно связано с неудобствами для жителей домов, в которых эти объекты размещены, а в случае использования режима работы «24 часа» - создаются нетерпимые условия для проживающих граждан.
Об актуальности обозначенной проблемы практически для всех регионов России свидетельствует значительное число законодательных инициатив субъектов.
Алкоголизация населения - огромная проблема для общества и государства. Неконтролируемое потребление алкоголя наносит непоправимый вред здоровью и влечёт за собой множество пагубных последствий. Так, за период с 2016 года по 2018 год в Удмуртской Республике совершено 552 дорожно-транспортных происшествия с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения, 127 случаев из которых закончились летальным исходом.
За тот же период в регионе совершено 20 693 преступления лицами в состоянии алкогольного опьянения, из них 301 случай - с участием несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 17 лет в состоянии алкогольного опьянения. Значительная часть правонарушений совершена лицами после посещения подобных питейных заведений.
Потребление алкогольной продукции и спиртосодержащей жидкости на территории Удмуртской Республики зачастую приводит к отравлениям. Только за 2018 год из 445 случаев таких отравлений 229 имели летальный исход.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предусмотренное законопроектом, будет способствовать обеспечению общественного порядка и защите прав граждан на тишину, отдых и безопасность в местах их непосредственного проживания.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 16
Федерального закона «О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной
продукции»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 16
Федерального закона «О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной
продукции»
Принятие проекта федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не потребует увеличения расходных обязательств бюджета Российской Федерации.