Во второй части интервью изданию "Реальная Россия" Председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол рассказал о конкретных перспективах развития региона.
- Сергей Михайлович, мы остановились на вопросе преодоления экспортной зависимости экономики Хакасии. Есть ли альтернативы углю и в какую сторону надо двигаться, чтобы преодолеть эту зависимость?
- У нас две отрасли – алюминиевая и угольная – зависят от экспорта и состояния мировых рынков. Плюс проблемы с логистикой. Возможности правительства Хакасии влиять на ситуацию есть, но они ограничены. Надо делать ставку на развитие тех отраслей, которыми регион может управлять.
- Какие же? Торговля? Лес? Сельское хозяйство? Туризм?
- Да, начнем с торговли. Глава отчитался, что оборот розничной торговли в республике увеличился на 7,5% и превысил 150 миллиардов рублей. Это – хорошо. Но он умолчал о том, что доля торговых сетей в этом обороте выросла уже до 32%. То есть почти 50 миллиардов рублей – а это сумма, сопоставимая с доходами республиканского бюджета, – уходит из республики Хакасия в торговые сети. Это, на мой взгляд, результат тех самых соглашений с Х5 ритейл и «Магнитом», которые были заключены правительством Хакасии в 2021 и 2022 годах. Еще один результат – это минус 82 хозяйствующих субъекта в сфере торговли за этот период. При этом никаких преференций от торговых сетей наши производители не получили – попасть местным товарам на их торговые полки крайне трудно. Пора правительству озаботиться пересмотром этих соглашений. Но это – тактическая задача.
Стратегически Хакасии надо включаться в проекты соседей. Например Тывы, где планируется создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. И с этой точки зрения важны не только создание транспортных коридоров в Монголию и Северный Китай. Важно создание логистической инфраструктуры. Конечно, правительство допустило эпический провал в ходе переговоров с Wildberries о строительстве логистического центра. Напомню, что Татьяна Бакальчук (ныне Ким) планировала построить такой комплекс в Хакасии. Это примерно 12 миллиардов инвестиций, около 2 миллиардов налогов ежегодно в консолидированный бюджет республики, 6 тысяч рабочих мест с высокой заработной платой. И плюс 2–2,5% к валовому региональному продукту Хакасии за счет оживления торговли. Сдача в эксплуатацию логистического центра планировалась в мае 2025 года. 2 миллиарда налогов в тяжелом 2025 году было бы очень кстати. Мы бы почти половину вахтовиков могли вернуть в Хакасию. Пример: открытие складского комплекса в Тамбовской области из-за появления новых рабочих вернуло в область 3,5 тысячи «маятниковых» мигрантов. Но главное – с этим логистическим центром Хакасия бы логично вписалась в создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. Напомню, что этот проект для Тывы одобрил президент России.
Что решило хакасское правительство? На земельном участке, где планировался логистический центр, мы будем добывать гравий. Результат – ни гравия, ни логистического центра.
- Выступая в доме культуры, глава республики сказал, что разработка и утверждение шестилетней индивидуальной программы развития стало историческим событием для Хакасии. Так ли это?
- Я бы не стал так пафосно оценивать это событие. Напомню, что правительство России утвердило программы для десяти самых отсталых в социально-экономическом плане регионов страны. Это подтверждение на федеральном уровне провала всей социальной и экономической политики нашего правительства. Несомненно, хорошо то, что правительство России протянуло руку помощи, дало для Хакасии дополнительные бюджетные деньги и возможности развития.
Полную версию интервью читайте здесь: https://rusnewsday.ru/index.php/ekonomika/item/14853-sergej-sokol-nado-delat-stavku-na-razvitie-tekh-otraslej-kotorymi-region-mozhet-upravlyat
