Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие вашим потребностям. Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы согласны с этими условиями.

Для контактов

  • Отдел по информационной политике и связям с общественностью
  • 655019, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, д. 67, каб. 326
  • Юрьева Елена Олеговна
  • 8 (3902) 25-95-35

Новая система МСУ в Хакасии: управляемость и ответственность

ХХIII сессия Верховного Совета Хакасии стала судьбоносной для региона. Хакасия переходит на одноуровневую систему местного самоуправления. Решение принято большинством голосов депутатского корпуса. Что это значит непосредственно для людей? Предлагаем понятный анализ вопроса в сравнении двух систем. 

На сегодняшний момент в республике действует двухуровневая модель местного самоуправления, в которой первый уровень – это главы + депутаты сельских поселений, второй уровень – главы + депутаты районного масштаба. Оба уровня проходят через процедуру выборов. Каждый имеет свой бюджет (зачастую крайне скудный, особенно на селе), свои полномочия (из-за дефицитных бюджетов не обеспеченные финансами), и независимость (сельсоветы не подчиняются районной администрации). Вот тут и возникают основные проблемы.  Отсутствие вертикали власти и должных финансов порождают хаос в управлении. Каждый сельсовет, по возможности, тянет одеяло на себя в битве за дополнительные республиканские дотации. Получается не у всех, а если честнее – у большинства не получается, республиканская казна также, по сути, пуста. Кроме этого, низкий уровень бюджетной обеспеченности на селе резко ограничивает возможности участия в федеральных и региональных программах, так как все они предполагают софинансирование. Что имеем в сухом остатке? Громоздкую, неповоротливую, слабоуправляемую, финансово необеспеченную двухуровневую систему местного самоуправления.

Что предполагает одноуровневая модель местного самоуправления? Четкая и понятная вертикаль власти! Район в прежних границах получает статус ОКРУГА. В состав округа входят все поселения. Уровень сельских глав и депутатов упраздняется. Сохраняется совет депутатов окружного масштаба (читай районного) и глава округа (района). Через процедуру прямых выборов проходит только окружной депутатский корпус. Глава округа (района) назначается по представлению Главы республики депутатским корпусом округа (района). Глава округа (района), в свою очередь, назначает начальников управлений сельских поселений (в прежнем понимании глав сельсоветов). 

Плюсы:

- общий бюджет, с возможностью четкого стратегического планирования по каждому поселению исходя из объективных потребностей и возможностей.

- Управляемость = ответственность: назначенный депутатским корпусом округа по представлению губернатора глава несет персональную ответственность за доверие как перед Главой правительства республики, так и перед народными избранниками (читай перед народом). 

В свою очередь, назначенные главой округа начальники сельских управлений ответственны персонально перед ним и сельчанами. При системе назначений упрощается и процедура снятия с должности в случае провалов в работе (сегодня это исключено, так главы сельсоветов выбираются). В итоге вся вертикаль замыкается на Главе региона, находясь в прямом его подчинении. 

Одноуровневая модель МСУ открывает широкие возможности для главы субъекта создать работоспособную, профессиональную, преданную делу команду.  В вертикальной системе управления четко распределены полномочия и ответственность, у которых есть «фамилия, имя, отчество». Отсутствует возможность жонглировать полномочиями с уровня на уровень. Путь взаимодействия «высшее должностное лицо – сельчанин» сокращается. Право голоса и выбора за селом остается и возлагает на людей повышенную ответственность. Им предстоит выбирать депутатов от своих поселений в окружной совет! Именно эти избранники будут отстаивать интересы сельчан на окружном уровне и утверждать (назначать) главу округа.  

Кроме того, никто не отменял региональные (Верховный Совет, Глава субъекта) и федеральные (Президент, Госдума) выборы. Право простого гражданина участвовать в управлении государством не нарушено. 

P.S.: Все новое всегда воспринимается с опаской. В зону особого риска попали действующие главы сельских поселений. Но и здесь есть контраргумент. При двухуровневой системе у них нет гарантий победы на последующих выборах! А вот у добросовестных, ответственно исполняющих свои обязанности глав, шанс быть назначенным более велик.

И, главное, переход на одноуровневую систему в республике произойдет не завтра, а до 2027 года. У республики есть время подготовить всю законодательную базу, учитывая все возникающие нюансы.

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что сайт работает в тестовом режиме.