Повестка дня: 13 января 2021 года, 10:00
Вопрос № 2О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
Докладывает: Могилина Светлана Викторовна заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядкуМатериалы по рассматриваемому вопросу:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПРЕЗИДИУМ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2
к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ
«О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения
государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия»,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2021 года
№ __________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2
к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ
«О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения
государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 22-17-2020 на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия»,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Протест прокурора Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 22-17-2020 на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» отклонить.
2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2021 года
№ __________
Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2
к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ
«О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения
государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» (далее – Закон № 101-ЗРХ).
В протесте прокурора Республики Хакасия указано, что в нарушение федерального законодательства изменены порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения региональных гражданских служащих, за представителем закреплено право выплачивать его конкретному государственному служащему Республики Хакасия (далее – гражданский служащий Республики Хакасия) в размере по своему усмотрению в пределах, установленных Законом Республики Хакасия № 101-ЗРХ, что нарушает их право на получение ежемесячного денежного поощрения в фиксированном размере, поскольку в Законе Республики Хакасия № 101–ЗРХ установлены пределы (верхний и нижний) размера ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определены основные принципы государственной гражданской службы, в том числе принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Оплата труда государственных гражданских служащих Российской Федерации, в том числе структура денежного содержания, в которую наряду с окладом месячного денежного содержания гражданского служащего в качестве дополнительной выплаты включено ежемесячное денежное поощрение, урегулирована статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ.
Аналогичная структура денежного содержания гражданских служащих Республики Хакасия установлена и в Законе Республики от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», что соответствует принципу единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
При этом размеры и порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации не регулируются.
При этом федеральный законодатель, определяя ежемесячное денежное поощрение как обязательную составную часть денежного содержания гражданского служащего Российской Федерации, не установил каких-либо запретов правовой формы (закон, подзаконный акт) при регулировании размера ежемесячного денежного поощрения.
Однако пунктом 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) закреплено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим полагаем, что положения Федерального закона № 79-ФЗ, которыми предусматриваются основание оплаты труда – ежемесячное денежное поощрение, относится к принципу единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а право устанавливать размер этого поощрения в силу вышеуказанной нормы Федерального закона № 184-ФЗ предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации также показал, что вопрос определения размера ежемесячного денежного поощрения и условия его выплаты в субъектах Российской Федерации решаются по-разному. Например, в одних субъектах размер ежемесячного денежного поощрения устанавливаются подзаконными актами (законы города Москвы, Омской области, Новосибирской области), в других – путем установления верхнего и нижнего предела размера ежемесячного денежного поощрения ( законы Московской области, Амурской области, Приморского края, Пермского края. Воронежской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Смоленской области).
Указанная позиция подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение от 19 октября 2011 года № 56-Г11-19), тогда как в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 93-АПА19-3, на которое ссылается прокурор Республики Хакасия, речь идет о противоречии федеральному законодательству региональной нормы в части уменьшения подзаконным актом размера ежемесячного денежного поощрения, чем это предусмотрено законом.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» в части возможности установления представителем нанимателя размеров ежемесячного денежного поощрения в пределах (минимальных и максимальных), установленных указанным Законом Республики Хакасия, не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.
Прокуратура
Российской Федерации
ПРОКУРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
25.12.2020 № 22-17-2020
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В.Н.
ПРОТЕСТ
на приложение 2 к Закону Республики Хакасия
от 25.12.2020 № 101-ЗРХ «О размерах должностных
окладов и ежемесячного денежного поощрения
государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
09.12.2020 Верховным Советом республики принят Закон Республики Хакасия № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 25.12.2020.
Текст названного нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2020, № 1900202012250001.
По результатам проверки установлено, что приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25.12.2020 № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» (далее - Закон № 101-ЗРХ) противоречит федеральному законодательству.
Статьей 2 Закона № 101-ЗРХ установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным гражданским служащим Республики Хакасия, устанавливаются по государственным органам Республики Хакасия дифференцированно согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Приложением 2 к Закону № 101-ЗРХ «Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным гражданским служащим Республики Хакасия» установлены пределы (верхний и нижний) размера ежемесячного денежного поощрения (в окладах месячного денежного содержания).
Одновременно во второй ссылке приложения 2 к Закону № 101-ЗРХ закреплено, что размер ежемесячного денежного поощрения (в окладах месячного денежного содержания) конкретному государственному гражданскому служащему Республики Хакасия устанавливается представителем нанимателя в пределах, установленных настоящим Законом.
Вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3, пункт 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.11.2020) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Вместе с тем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (абзац второй пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, включая правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон № 79-ФЗ содержит главу 3 о правовом положении (статусе) гражданского служащего, в статье 13 которой дается единое понятие гражданского служащего независимо от уровня гражданской службы - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 Федерального закона № 79-ФЗ, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (часть 1).
Структура денежного содержания гражданского служащего установлена частью 2 этой же статьи: месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад), месячный оклад в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (дополнительные выплаты), к числу которых пунктом 5 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ отнесено ежемесячное денежное поощрение.
При этом федеральный законодатель предоставил право представителю нанимателя определять порядок выплат только в отношении таких дополнительных выплат, как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда (пункт 4 части 5, части 7 и 8 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Частями 14 и 15 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемые в срочном служебном контракте, учитываются исключительно при установлении особого порядка оплаты труда гражданских служащих по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако к таким служащим не применяются условия оплаты груда, установленные иными частями указанной статьи.
Таким образом, федеральный законодатель определил ежемесячное денежное поощрение как обязательную составную часть денежного содержания государственного служащего, подлежащую выплате в установленном размере независимо от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины.
Так, размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. от 10.12.2020) размеры ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих установлены четко определенным (без «вилки») количеством должностных окладов в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (приложение 1).
Между тем, приложением 2 к Закону № 101-ЗРХ в нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства изменены порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения региональных гражданских служащих, за представителем нанимателя закреплено право выплачивать его конкретному государственному служащему в размере по своему усмотрению в пределах, установленных Законом № 101-ЗРХ.
Таким образом, нарушается право гражданских служащих Республики Хакасия на получение денежного содержания в фиксированном размере.
Дополнительная выплата, поименованная как ежемесячное денежное поощрение, является обязательной составной частью денежного содержания государственного служащего, а не одним из видов поощрения по трудовому договору за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, к каковым относятся объявление благодарности, премия, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии, а также другие виды поощрений, определяемые коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине (статья 191 Трудового кодекса Российской Федерации) и размер которого может варьироваться представителем нанимателя.
Изложенная в протесте позиция подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2019 № 93-АПА19-3).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
П Р Е Д Л А Г А Ю:
1. Рассмотреть протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением приложения 2 к Закону Республики Хакасия от 25.12.2020 № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.
И.о. прокурора республики Д.Л. Стонт
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2
к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ
«О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения
государственных гражданских служащих Республики Хакасия»
Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия»,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на приложение 2 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
13 января 2021 года
№ 02-п