40-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 21О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Докладывает: Диринг Андрей Андреевич глава муниципального образования Ширинский районМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/04-7
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Рассмотрев проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», внесенный Советом депутатов муниципального образования Ширинский район,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» считать непринятым за основу.
2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике внести указанный законопроект на рассмотрение сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
06 июля 2022 года
№ 1235-40
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/04-7
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Рассмотрев проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», внесенный Советом депутатов муниципального образования Ширинский район,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» считать представленным.
2. Направить указанный проект закона Республики Хакасия депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы, в комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Хакасия для подготовки замечаний и предложений, а также в правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия для дачи заключения.
Назначить ответственным в работе над проектом закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике, в который направить до 20 июня 2022 года замечания и предложения.
3. Направить проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» на заключение Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия в соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия.
4. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике с учетом поступивших замечаний и предложений подготовить указанный проект закона Республики Хакасия к рассмотрению в первом чтении на сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
25 мая 2022 года
№ 146-п
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШИРИНСКИЙ РАЙОН
Исх. № 15 от 28.01.2022 г.
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В. Н.
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы вносим на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия проект Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия».
Приложения на 14 листах:
- проект Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»;
- пояснительная записка к законопроекту;
- информация о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
- перечень законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта;
- перечень предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие, которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия;
- финансово-экономическое обоснование к проекту закона;
- решение Совета депутатов Ширинского района от 28 января 2022 года № 244 «О внесении в Верховный Совет Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы проекта Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия».
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
Вносится Советом депутатов
муниципального образования
Ширинский район
Проект № 15-37/04-7
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОВ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»
Принят Верховным Советом Республики Хакасия ____ ______________ 2022 года
Статья 1
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Вестник Хакасии», 09 декабря 2005, № 63);
2) Закон Республики Хакасия от 22 февраля 2007 года № 14-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» («Вестник Хакасии», 02 марта 2007, № 14);
3) Закон Республики Хакасия от 27 сентября 2007 № 50-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» («Вестник Хакасии», 10 октября 2007, № 61);
4) Закон Республики Хакасия от 04 мая 2009 № ЗО-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» («Вестник Хакасии», 08 мая 2009, № 28);
5) Статью 1 Закона Республики Хакасия от 16.10.2009 № 92-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия» («Вестник Хакасии», 20 октября 2009, № 80);
6) Закон Республики Хакасия от 03 декабря 2009 № 130-3PX «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» («Вестник Хакасии», 11 декабря 2009, № 91);
7) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2010 № 122-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки» («Вестник Хакасии», 17 декабря 2010, № 95);
8) Закон Республики Хакасия от 23 декабря 2010 № 128-ЗРХ «О внесении изменений в приложение 2 к Закону Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» («Вестник Хакасии», 30 декабря 2010, № 105);
9) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2011 № 80-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки» («Вестник Хакасии», 10 октября 2011, № 87);
10) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2013 № 18-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в области предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки» («Вестник Хакасии», 18 марта 2013, № 16);
11)т Статью 2 Закона Республики Хакасия от 26 декабря 2013 № 126-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» («Вестник Хакасии», 27 декабря 2013, № 87);
12) Закон Республики Хакасия от 14 июля 2015 № 70-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Вестник Хакасии», 14 июля 2015, № 58);
13) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 № 113-3PX «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов» («Вестник Хакасии», 08 декабря 2015, № 86);
14) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 12 февраля 2018 № 07-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями» («Вестник Хакасии», 12 февраля 2018, № 8);
15) Статью 2 Закона Республики Хакасия от 13 мая 2019 № 22-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Вестник Хакасии», 13 мая 2019, № 34);
16) Статью 1 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2020 № 76-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями» («Вестник Хакасии», 16 ноября 2020, № 79).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2023 года.
Глава Республики Хакасия-
Председатель Правительства
Республики Хакасия В.О.Коновалов
г. Абакан
___ ____________ 2022 года
№ __________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых
Законов Республики Хакасия»
Предметом законодательного регулирования проекта Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» являются отношения в сфере обеспечения мерами социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящий проект Закона Республики Хакасия разработан в целях:
1) оптимизации расходов бюджета Республики Хакасия на приобретение или строительство жилых помещений для лиц данной категории;
2) установления единообразного подхода при предоставлении жилых помещений вне зависимости от вида и субъективных возможностей муниципального образования;
3) исключения нарушений бюджетного законодательства в связи с финансированием за счет средств бюджетов муниципальных районов и городов:
а) расходов на содержание приобретенных жилых помещений;
б) неустойки и судебных издержек за несвоевременную оплату по муниципальным контрактам приобретения жилых помещений вышеуказанной категории детей, начисленных по причине несвоевременного предоставления органам местного самоуправления субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление переданных государственных полномочий;
в) исполнительских сборов по судебным исполнительным производствам, административных штрафов в отношении администраций районов и городов в связи с неисполнением решений судов по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями, возникающих в связи с невозможностью исполнения из-за недофинансирования переданных государственных полномочий или отсутствия жилья, соответствующего требованиям действующего законодательства;
г) недопущения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств;
4) усиления контроля за использованием средств республиканского бюджета на исполнение государственных полномочий;
5) устранения нарушений правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 28.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству».
Согласно нормам Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 85-ЗРХ), осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает:
1) содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях;
2) обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями;
3) назначение вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и осуществление его выплаты.
Муниципальные образования Республики Хакасия, в рамках существующего действующего законодательства, не могут в полной мере исполнять переданные государственные полномочия в соответствии с Законом 85-ЗРХ по следующему ряду объективных причин.
Предоставление жилья для данной категории осуществляется двумя способами: приобретение на первичном или вторичном рынках жилья исходя из расчета среднерыночной цены квадратного метра в муниципальном образовании либо строительство нового жилья. Среднерыночная цена формируется под воздействием различных факторов: качества продаваемого жилья, наличия коммунальных условий, социальных факторов продавцов и покупателей и т.д. и не учитывает требуемые санитарно- технические нормы для приобретаемого жилья, предусмотренные Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ).
В случае строительства на территории муниципального образования специализированного жилого фонда для детей-сирот, возникают дополнительные финансовые затраты на подготовку проектной документации, проведение изыскательских работ, подведение инженерных коммуникаций, благоустройства территории. На сегодняшний день из республиканского бюджета средства на реализацию переданных государственных полномочий выделяются только на приобретение жилья и компенсация данных затрат муниципальным образованиям законом Республики Хакасия не предусмотрена. Расходование собственных средств на данные виды работ не является целевым расходным обязательством муниципального бюджета и означает нарушение Бюджетного кодекса, что влечет административную ответственность для лиц его совершивших.
На сегодняшний день из республиканского бюджета средства на реализацию переданных государственных полномочий выделяются только на приобретение жилья и компенсация данных затрат муниципальным образованиям законом Республики Хакасия не предусмотрена. Расходование собственных средств на данные виды работ не является целевым расходным обязательством муниципального бюджета и означает нарушение Бюджетного кодекса, что влечет административную ответственность для лиц его совершивших. Кроме того, при наделении муниципальных образований государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, Законом № 85-ЗРХ не учитывалось, что приобретаемые в муниципальную собственность жилые помещения, включаемые в специализированный муниципальный жилищный фонд, потребуют их содержания, что при отсутствии соответствующего финансирования из республиканского бюджета, будет осуществляться за счет средств муниципального образования, как собственника этого фонда, самостоятельно.
Приобретенное или построенное жилье передается детям-сиротам по договорам социального найма в пользование на 5 лет с последующей передачей в собственность. На этот период жилой фонд переходит в собственность муниципального образования со всеми вытекающими условиями его содержания (ремонт и содержание, компенсация затрат за электроэнергию и коммунальные услуги по долгам временных собственников, получивших жилье, но не имеющим возможности и желания их оплачивать), что несет дополнительные нецелевые расходы и нарушение бюджетного законодательства.
Об указанной проблеме неоднократно сообщалось Главе Республики Хакасия- Председателю Правительства Республики Хакасия, Министерству образования Республики Хакасия, и по настоящее время остается нерешенной.
Также в рамках исполнения данных государственных полномочий органы местного самоуправления столкнулись со следующими сложностями.
Согласно положений статьи 1(1) Закона № 85-ЗРХ, а также статьи 6 Закона № 107- ЗРХ гражданам вышеуказанной категории по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир. Однако субвенции из республиканского бюджета предоставляются муниципальному образованию лишь на приобретение жилых помещений. Тогда как коммерческие предложения по продаже жилых домов содержат и условия по приобретению у потенциальных продавцов и земельных участков, расположенных под указанными объектами недвижимости. Однако согласно требованиям статьи 1 Земельного кодекса РФ отчуждение одного без другого не представляется возможным.
Соответственно, встает вопрос экономической и правовой целесообразности наделения такими полномочиями органов местного самоуправления городов и районов Республики Хакасия, при условии, что финансовые взаимоотношения органов исполнительной власти республики и муниципальных образований по наделению государственными полномочиями с учетом последствий выполнения таких полномочий, законодательно недостаточно урегулированы. Происходит нерациональное расходование средств муниципального бюджета при нерешенности тем самым жилищного вопроса детей- сирот и лиц из их числа.
Кроме того, общий объем субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей - сирот, не предусмотрены штатные единицы для осуществления органами местного самоуправления переданных указанных выше государственных полномочий. Ввиду чего, органы местного самоуправления не имеют возможности исполнения переданных государственных полномочий.
В Ширинском районе по состоянию на 21 октября 2021 года право на предоставление жилых помещений возникло у 372 детей-сирот, включая 157 человек, в отношении которых имеются решения судов об обязании предоставить им жилые помещения, еженедельно список детей - сирот у которых возникло право на предоставление жилых помещений, только растет.
Однако, субвенция ежегодно выделяется на 20 - 30 квартир, в 2021 году муниципальному образованию Ширинский район субвенция была выделена в размере 38 222 тыс. рублей, которая обеспечивает приобретение всего 28 жилых помещений!
А фактический расчетный объем субвенций должен составлять не менее 245 043 414 (Двести сорок пять миллионов сорок три тысячи четыреста четырнадцать рублей) 00 копеек в 2021 году - на приобретение 294 жилых помещений для детей - сирот, у которых возникло право на предоставление им жилого помещения в 2021 году и ранее.
Между тем, на основании переданных государственных полномочий, определенных Законом № 85 - ЗРХ, муниципальным образованием Ширинский район в период 2020 - 2021 года было объявлено 386 аукционов на приобретение жилых помещений для детей - сирот, а приобретено только 28 жилых помещений.
Данные факты говорят об отсутствии на рынке жилья соответствующего требованиям действующего законодательства, которое муниципальное образование может приобрести для данной категории граждан.
С учетом вышеизложенных обстоятельств возникает ситуация, при которой муниципальное образование не может исполнять государственные полномочия и в полной мере обеспечить жилыми помещениями вышеуказанную категорию граждан.
Кроме того, из - за ненадлежащего исполнения переданных государственных полномочий было заведено несколько уголовных дел, в том числе и на руководителя Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район, в обязанности которого входит исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот по факту ненадлежащей работы по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актом № 15 от 04.10.2021 года по результатам контрольного мероприятия «Оценка полноты и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов в Республике Хакасия, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, достигших возраста 23 лет, ранее относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в 2019 - 2020 годах» Контрольно - счетной палатой Республики Хакасия установлено:
- факт неэффективного использования средств федерального бюджета в общей сумме 2507,4 тыс. рублей;
- несоблюдение принципа профессионализма, установленного ст. 9 Федерального закона № 44 - ФЗ;
- отсутствие профессиональных навыков при обосновании начальной максимальной цены контракта, установленных ст. 22 Федерального закона № 44 - ФЗ.
Более того, при всех вышеперечисленных проблемах, на муниципальные образования дополнительным обременением ложатся вопросы урегулирования взаимоотношений со службой судебных приставов, которая ведет исполнительные производства в рамках исполнения решений судов об обеспечении жильем детей-сирот.
Так, за 2021 год Управлением федеральной службы судебных приставов было вынесено 125 постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении АМО Ширинский район по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших 23 лет, жилыми помещениями на сумму 3 750 000 (Три миллиона семьсот пятьдесят тысяч) рублей, что является колоссальной нагрузкой на бюджет муниципального образования Ширинский район, указанная сумма штрафов подлежит немедленной оплате. На сегодняшний день начата работа Управлением федеральной службы судебных приставов о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении АМО Ширинский район по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения детей - сирот, жилыми помещениями на сумму 7 300000 (Семь миллионов триста тысяч) рублей по 146 исполнительным производствам. Итого 11050000 (Одиннадцать миллионов пятьдесят тысяч) рублей. Работа Управления судебных приставов Республики Хакасия в данном направлении ведется постоянно!!!
Таким образом, практика применения Закона № 85-ЗРХ показывает, что муниципальные образования Республики Хакасия при реализации переданных государственных полномочий сталкиваются с множеством проблем, возникающим при покупке или строительстве жилых помещений для детей-сирот. Это отсутствие требуемого жилья на первичном либо вторичном рынках, несоответствия его санитарно-техническим нормам и правилам, неэффективность использования средств местных бюджетов при строительстве жилых домов и эксплуатации уже приобретенных, дополнительные расходы на исполнительные сборы и штрафы за неисполнение судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот.
Соответственно, возникает вопрос экономической целесообразности и законности наделения такими полномочиями муниципальные образования Республики Хакасия, при условии, что финансовые взаимоотношения Республики Хакасия и муниципальных образований по наделению государственным полномочием с учетом последствий выполнения такого полномочия, законодательно не оговорены.
В результате нерешённости данных проблем на уровне Республики Хакасия происходит экономически необоснованное и нецелевое расходование средств муниципального бюджета.
Из системного анализа в области жилищного обеспечения детей - сирот и лиц из их числа в Сибирском Федеральном округе, централизованное жилищное обеспечение детей-сирот и лиц из их числа решается на уровне субъекта, в частности на примере Республики Тыва с 2014 года, Алтайского края с 2006 года, Омской области с 2012 года, Иркутской области с 2020 года.
Кроме того, согласно пп.14.2, 24.2) ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставленная федеральным законодателем субъекту Российской Федерации возможность передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий субъекта Российской Федерации по вопросу организации опеки и попечительства, отнюдь не означает абсолютного усмотрения субъекта Российской Федерации в данном вопросе.
Согласно статье 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления государственных полномочий по вопросам совместного ведения допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» организация и деятельность опеки и попечительства по своей юридической природе носит комплексный характер, затрагивает сферы образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также непосредственно организационную деятельность, связанную с установлением и осуществлением опеки и попечительства, что и предопределило особенности правового регулирования на региональном уровне в этой сфере.
Нормотворческая деятельность субъекта Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства поставлена в прямую зависимость от настоящего Федерального закона: на уровне субъектов Российской Федерации могут быть урегулированы вопросы, связанные с организацией и осуществлением опеки и попечительства, не нашедших отражения в настоящем Федеральном законе.
Определение субъекта государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, его задач, принципов, требований к акту, регламентирующему деятельность такого рода органа, механизмов его взаимоотношений с органами местного самоуправления, иными организациями - это прерогатива федерального законодателя.
Так, в силу предписаний части 4 статьи 3, части 2 статьи 6, статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы опеки и попечительства создаются актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не в структуре органов местного самоуправления, а в структуре исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, федеральный законодатель, возлагая обязанность на субъект РФ по созданию органа опеки и попечительства в структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, не предоставил субъекту РФ каких-либо прав по передаче государственных полномочий в области опеки и попечительства органам местного самоуправления. Вышесказанное подтверждается сложившейся судебной практикой: определениями Верховного Суда РФ от 02.09.2009 № 72-Г09-5, от 13.05.2009 № 80-Г09-5, 24.06.2009 № 64-Г09-7.
В этих целях предлагается прекратить осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом 85-ЗРХ.
Данный законопроект поддерживают все муниципальные образования Республики Хакасия.
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев
Информация о состоянии законодательства
в данной сфере правового регулирования
Правоотношения, охватываемые проектом закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» в настоящее время регулируются следующими нормативными правовыми актами:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
3) Законом Республики Хакасия 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
4) Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
5) Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В.Котюшев
ПЕРЕЧЕНЬ
законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Закона Республики Хакасия
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
В связи с принятием Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» потребуется признание утратившим силу Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107- ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и внесений изменений в Закон Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев
ПЕРЕЧЕНЬ
предложений о разработке нормативных правовых актов,
принятие, которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Для реализации Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» потребуется разработки и принятия нормативных правовых актов Республики Хакасия о признании утратившим силу Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и внесений изменений в Закон Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу
некоторых Законов Республики Хакасия»
Принятие Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» не потребует дополнительных финансовых расходов из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШИРИНСКИЙ РАЙОН
Р Е Ш Е Н И Е
от 28 января 2022 г. с. Шира № 244
О внесении в Верховный Совет
Республики Хакасия в порядке
законодательной инициативы
проекта Закона Республики Хакасия
«О признании утратившими силу
некоторых Законов Республики Хакасия»
В соответствии со ст. 86 Конституции Республики Хакасия, ст. 19 Устава муниципального образования Ширинский район,
Совет депутатов муниципального образования Ширинский район РЕШИЛ:
1. Внести в Верховный Совет Республики Хакасия проект Закона Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия».
2. Решение направить на заключение Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия В.О. Коновалову.
3. Поручить Зайцеву Сергею Николаевичу, главе муниципального образования Ширинский район представление законопроекта «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия» в Верховном Совете Республики Хакасия.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С. В. Котюшев
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
28.02.2022 № ВК - 461
На № 15-53/251 от 14.02.2022
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В.Н.
Уважаемый Владимир Николаевич!
Правительство Республики Хакасия направляет заключение о целесообразности принятия проекта закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», внесенного на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия Советом депутатов муниципального образования Ширинский район (далее - проект закона). Представленным проектом закона предлагается признать утратившим силу Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ), а также законы, которыми вносились в него последующие изменения.
Таким образом, проектом закона предлагается прекратить осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями.
В данной части Правительство Республики Хакасия повторно подтверждает позицию, изложенную в отзыве на проект закона Республики Хакасия № 15-37/1067 «Об отмене Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенного на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия Советом депутатов муниципального образования Ширинский район в 2021 году. Отзыв на данный законопроект направлен в адрес Верховного Совета Республики Хакасия в соответствующем письме от 15.11.2021 № ИВ-2768.
В части правомерности наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по опеке и попечительству над несовершеннолетними, полагаем возможным пояснить следующее.
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон об опеке) органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом об опеке, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Часть 1.1 статьи 6 Федерального закона об опеке была введена Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вместе с тем, данная норма не была новеллой: впервые указание на то, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом об опеке, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, появилось в части 1 статьи 6 Федерального закона об опеке в 2009 году (Федеральный закон от 18.07.2009 № 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), начало действия документа 02.08.2009).
До принятия Федерального закона № 178-ФЗ в первой редакции Федерального закона об опеке от 24.04.2008 органами опеки и попечительства являлись исключительно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При таких обстоятельствах ссылка на определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2009 № 80-Г09-5, от 24.06.2009 № 64-Г09-7 не является мотивированной и обоснованной.
Кроме этого, необходимо отметить, что пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ установлены основания для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, в числе которых:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Пунктом 2 данной статьи закреплено право Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия по внесению представления о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в Верховный Совет Республики Хакасия для принятия соответствующего решения.
Таким образом, проект закона не может рассматриваться как основание для прекращения осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий и право на внесение данного проекта закона на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия у Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, отсутствует.
На основании изложенного Правительство Республики Хакасия считает нецелесообразным принятие проекта закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», внесенного на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия Советом депутатов муниципального образования Ширинский район.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия В. Коновалов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
РЕШЕНИЕ
от 05 июля 2022 года г. Абакан № 29
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании
утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Рассмотрев проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», а также заключения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и прокурора Республики Хакасия на указанный проект закона,
КОМИТЕТ РЕШИЛ:
Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия отклонить проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия».
Заместитель Председателя
Верховного Совета Республики Хакасия –
председатель комитета
Верховного Совета Республики Хакасия
по здравоохранению
и социальной политике Е.В. Молостов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Вносится
Советом депутатов
муниципального образования
Ширинский район
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/04-7
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Хакасия № 15-37/04-7 «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия», внесенный Советом депутатов муниципального образования Ширинский район.
2. Направить указанный законопроект депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике до __________________ 2022 года.
3. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2022 года
№ __________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Вносится
Советом депутатов
муниципального образования
Ширинский район
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О Законе Республики Хакасия
«О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять Закон Республики Хакасия «О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Хакасия».
2. Направить указанный Закон Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для подписания и обнародования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2022 года
№ __________